О том, как построить успешный бизнес и его продвижение с нуля. Анна Камсаракан

2015-10-27 03:10:02 Комментариев: 1 Просмотров: 2303

Интервью владельца и директора всеукраинской Web-студии Seorange, спикера конференций по развитию рынка интернет продвижения и редактора DMOZ о том, как построить успешный бизнес с нуля. Как не ошибиться и правильно построить интернет продвижение своего бизнеса.


Наше интервью с Анной началось, как, собственно говоря, и должно было начаться, учитывая специфику работы. С помощью интернет-коммуникаций и чашечки ароматного кофе.

 

Аня, наши компании дружат уже несколько лет, и за это время ты сделала большой рывок в своей жизни и карьере. Ты начинала как SEO-специалист, несколько лет работала, занимаясь исключительно продвижением, сейчас же занимаешься собственным бизнесом, делишься опытом на конференциях и даже преподаешь мастерство...
Я знаю, что начинала ты свой бизнес - Seorange вот совсем, как говорят «с нуля», да еще и в кризисные годы. Поделись, что сподвигло тебя так рискнуть?

Долгое время я занималась SEO, беря проекты на фриланс-биржах. Когда удалось достичь высоких рейтингов, стало поступать очень много проектов, и я поняла, что уперлась в стеклянный потолок, что имея команду, я смогу его пробить и достичь большего. Времена были довольно сложные и весь мой стартовый капитал – это был мой ноутбук, поэтому я абсолютно не чувствовала, что рискую. У меня была цель и очень высокая мотивация ее достичь.

 

Что было самым сложным в самом начале запуска бизнеса?

Было сложно все правильно организовать. Я была хорошим специалистом, но у меня не было опыта ведения бизнеса. Я понятия не имела тогда, что очень важны стратегия и планирование. Это, пожалуй, было самым сложным. И в итоге привело компанию к первому кризису, который удалось преодолеть только потому, что я вовремя восполнила пробелы в собственных знаниях.

 

Сейчас, ты ощущаешь себя больше специалистом по продвижению или бизнесменом?

Сейчас все-таки больше бизнесменом. Но для меня очень важно при этом оставаться хорошим специалистом. И не только в SEO, но и в каждой сфере, связанной с сайтами. То же касается и сотрудников компании. Мне важно видеть их профессиональный рост. Это помогает компании оставаться актуальной на рынке, где конкуренция зашкаливает и все меняется очень динамично.

 

С какими подводными камнями столкнулась, развиваясь? Как решала проблемы?

Самым большим подводным камнем было то, что я изначально неправильно выстроила модель компании. Я долгое время оставалась внутри оперативной работы и рассматривала сотрудников как собственных помощников. Когда компания подросла, я начала разрываться между клиентами и сотрудниками. С одной стороны на меня наваливалось множество пожеланий от клиентов, с другой – масса вопросов от сотрудников, которые привыкли просто получать от меня все указания. Мне казалось, что если я на них возложу ответственность самостоятельного принятия решений, то это повлечет падение качества услуг. Было очень тяжело перестать контролировать каждую мелочь и доверить людям судьбу компании.

В какой-то момент я вдруг осознала, что просто выдохлась и вопрос стоит ребром: или менять полностью все, или закрывать компанию, а затем возвращаться к фрилансу. Второй вариант меня совсем не устраивал. Мы перестроили систему работы, но еще очень много предстоит сделать, чтобы отладить эту систему. Сейчас верю, что вместе с теми людьми, которые меня окружают, у нас получится абсолютно все. И я очень благодарна им за доверие, терпение и поддержку даже в очень непростые времена.

 

Успела выработать для себя какие-то правила ведения бизнеса?

Да, конечно. Основное правило – всегда оставаться над ситуацией и регулировать все сверху, не попадая в водоворот. Только так можно объективно видеть целостную картину и управлять компанией. Как только входишь внутрь оперативки, начинается броуновское движение – бесконечное решение текучки, вместо стратегического и качественного управления.

 

Расскажи, как выбрать правильного подрядчика по созданию сайта и интернет продвижению, и не ошибиться? На какие критерии обратить внимание?

Перед стартом обязательно нужно изучить портфолио компании, спросить, сколько и каких специалистов будет задействовано. А также получить отзывы непосредственно от предыдущих заказчиков. Уточнить у них, не возникало ли проблем в процессе сотрудничества, сдали ли подрядчики проект вовремя, были ли выявлены какие-то проблемы уже в ходе работы с сайтом, а главное – приносит ли их сайт реальных клиентов.

Основная ошибка большинства заказчиков – экономия времени и денег. Разработка сайта – это инвестиция в будущие продажи. От того, купите вы торговую палатку на базаре или построите уютный, комфортный магазин с высоким уровнем сервиса, будет зависеть уровень продаж в будущем. Вот сейчас вы покупаете палатку или строите магазин.

Создание сайта – это сложный процесс, где задействовано минимум четыре человека. В хорошей компании, в процессе принимают участие от четырех до семи человек.

Математика проста. Можно ли работу 4-7 человек сделать за 2 дня, или даже за месяц? Нет. Могут ли все эти люди работать за 200-400 грн. на каждого? Тоже нет. Если вам предлагают сделать сайт дешево и быстро – это значит, что вам предложат уже готовый шаблонный сайт (торговую палатку). Этот сайт никак вас не выделит на фоне конкурентов, абсолютно не адаптирован под ваш бизнес и под интересы конкретно вашей целевой аудитории. Вы получите очень большую статью расходов (на исправление проблем с сайтом и главное – продвижение непродвигаемого). Поэтому идея «сделаем сейчас дешево, а когда пойдут продажи, переделаем» – это утопия. Такой сайт никогда не будет хорошо продавать и не даст достаточно прибыли на развитие сайта и компании.

Срок разработки хорошего интернет-магазина, где все специалисты тщательно продумывают каждую деталь – минимум 2 месяца. Соответственно, стоимость такого сайта измеряется десятками тысяч гривен.  

 

А что Вы посоветуешь тем, что решил попробовать свои силы самостоятельно? С чего им начать?

Посоветую перечитать ответ на предыдущий вопрос и задуматься над тем, смогут ли они качественно заменить каждого из специалистов: дизайнера, разработчика, контент-менеджера, копирайтера, SEO-оптимизатора, web-маркетолога. Если да, то когда они будут заниматься своей работой? Опять же, самостоятельно можно собрать торговую палатку, но невозможно построить магазин. Кто решает попробовать, максимум через год приходят в студию и говорят, что сайт постоянно ломается, не продвигается, не продает (нужное подчеркнуть). За все годы работы видела сотни таких людей, но не видела ни одного успешно продающего сайта, созданного и продвинутого собственными силами. Есть желание поиграться, убить кучу времени и не получить результата – ну что же… встретимся через годик  Моё мнение банально – каждый должен заниматься своим делом.

 

Как определить, что вот это грамотная работа по созданию сайта или продвижению, а вот это бессмысленная трата денег?

Тяжело проверить то, в чем ты ничего не понимаешь. Нужно сравнить несколько предложений разных компаний, при этом тщательно изучать детали, чтобы не попадаться на красивые слова. Проконсультироваться со знакомыми, кто сталкивался с разработкой и продвижением, чтобы не наступать на те же грабли. Важно получить максимум информации о возможных вариантах решений, всех плюсах и минусах до начала работы.
Грамотная работа (в любой сфере) – это там, где сначала думают, а потом делают. Если у компании нет по плану проектирования сайта или разработки стратегии продвижения – будьте готовы к тому, что много проблем вы получите уже по факту. А исправить всегда дороже, чем изначально сделать правильно. При чем «дороже» касается не только денег, но и утраченного времени, и часто даже репутации.

 

Что тебя вдохновляет?

Я просто представляю то, чего я хочу для себя и своей семьи, для компании, для клиентов. В деталях и красках. Это дает силы и максимальный стимул к действию. Также вдохновляют поучительные фильмы и книги, красивые мелочи. Например, маленькая вазочка на столе может вызвать ряд ассоциаций, которые впоследствии воплотятся в веб-дизайн или какую-то поделку – хобби у меня что-то творить.

 

Зная тебя, я порой удивляюсь, как такой высокотехнологичный бизнес, четкий, программный, системный у тебя сочетается с творческим хобби? И нет ли внутреннего противоречия.

Противоречия нет. Наоборот, чувствую себя полноценным и всесторонне развитым человеком. Во всем важен баланс.

 

Какие тенденции на рынке интернет-продвижения на будущий год?

Все уверенно идет к тому, что впереди все чаще будут качественные и полезные людям сайты с хорошим контентом. Продвигать сайты становится сложнее, но тем азартнее. Если раньше нужны были ссылки, сейчас важно много работать над внутренней составляющей. Завтра нужно будет работать над ней еще усерднее.

 

Как вы оцениваете рынок своих услуг? С чем приходится сталкиваться?

Рынок перенасыщен, при этом спрос сейчас падает. На рынке большой процент жуликов. Приходится сталкиваться с недоверием клиентов, которые иногда обвиняют раньше, чем начинают с нами сотрудничество. Это неприятно, т.к. для меня качество результата нашей работы и репутация компании важнее всего.

 

Как строить бизнес, маркетинг, стратегию продвижения в новой реальности, что нужно изменить предпринимателям и какие инструменты эффективны сегодня?

Учитывая, что сейчас приходится работать в условиях экономического кризиса и спада спроса, важно максимально взвешенно принимать решения. Мне кажется, выживет тот, кто максимально сфокусируется на рекламе и качестве предлагаемых услуг. Соответственно, стратегия продвижения тоже должна базироваться на повышении качества продукта, внутренней оптимизации процессов в компании в целом, и внутренней оптимизации сайта – в частности. Об инструментах говорить не буду. В одном случае хорошо работает один инструмент, в другом – другой.  

 

Какой самый сложный проект тебе удалось воплотить в жизнь?  
Если говорить в целом, этот проект – моя web-студия.
Если о рабочем процессе, самый сложный проект у меня был год назад. Изначально задача стояла очень нестандартная и технически сложная. Потом звезды сложились как-то хитро, и процесс стал очень нервным. Сначала воткнул в спину нож ответственный за проект разработчик. Заказчик постоянно дополнял и менял техническое задание. Мы оперативно переворачивали проект с ног на голову, а затем обратно. Я 4 месяца почти не спала, очень сильно переживала. Морально это было выдержать безумно тяжело. А когда мы закончили работу, нам вдобавок ко всему не заплатили. Это был очень хороший урок, хоть и довольно жестокий. Мы сделали выводы из него и вывели ряд правил, по которым теперь работаем.

 

Как проводишь выходные дни?
Чаще всего, работаю. Когда удается не работать, провожу время с семьей: выбираемся куда-нибудь или просто смотрим вместе хорошие фильмы.

 

Предложи несколько фильмов и\или книг, которые будут крайне полезны всем тем, кто стремится к успеху.
"Мани или азбука денег" Бодо Шефера. Эта книга полностью изменила мое отношение к финансам. «Дар Мидаса» Дональда Трампа и Роберта Кийосаки – написана немного скучновато, но помогает выделить для себя основы ведения бизнеса и фокусироваться на важном. Мотивирующих фильмов очень много. Помимо фильмов об успехе в бизнесе, я смотрю также те, которые заставляют думать не только о бизнесе, но и о более высоких ценностях. Когда у человека более цели – это не только бизнес и деньги, его мотивация выше, а значит, работает более эффективно и качественно.

 

У тебя есть кумиры среди украинских или западных бизнесменов? На кого равняешься (если, конечно, равняетесь)? И почему?
Нет, у меня нет кумиров. Тем более в Украине я не вижу для себя людей, на которых хотелось бы равняться. У каждого бизнесмена свой путь. И я иду своим. Лучший учитель – грабли. Я многому научилась на чужих примерах, но так, чтобы равняться – нет.

 

Дай один самый полезный совет нашим читателям. Спасибо.
Если поставили цель – не сдавайтесь. Учитесь, вдохновляйтесь, отдыхайте, но продолжайте идти к цели. Только в этом случае вас ждет успех.

 

Спасибо Анне огромное за терпение, большое интервью и грамотные советы. Мы в Санни надеемся, что Вам они будут полезны.

Солнечного всем дня и настроения!

 

Комментарии (1)

Оставить комментарий

Ваше имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Введите код, указанный на картинке: